Ubuntu собирает пожертвования от пользователей

"Заплатите, сколько считаете нужным", "покажите Ubuntu, что любите ее" - такими сообщениями теперь встречает пользователей сайт Ubuntu при нажатии на кнопку "Скачать". Страница пожертвований, отделяющая пользователя от скачивания ISO, просит внести произвольную сумму денег на то или иное направление развития Ubuntu.

Среди направлений - возможность сделать интерфейс более дружелюбным- улучшение производительности игр и приложений- расширенная поддержка аппаратного обеспечения- разработка версий для планшетов и телефонов- привлечение сообщества к работе над ОС- улучшение координации с Debian- поддержка производных дистрибутивов, таких как Kubuntu, Xubuntu и Lubuntu, а в конце списка - просьба дать Canonical "на чай" за проделанную работу.

По умолчанию ставка пожертвования составляет $2 на каждое направление, в общей сумме $16. Рядом с полем суммы отображается ползунок, позволяющий увеличить или уменьшить ее размер. В зависимости от размера вносимой суммы страница показывает иронический комментарий по поводу того, что еще можно купить на эти деньги: так, максимальная сумма пожертвования ($1000), по мнению Canonical, равняется "стоимости восьмилетнего верблюда".

Загрузка начинается после внесения пожертвования, хотя у пользователя есть возможность пропустить страницу и, как обычно, загрузить образ бесплатно, параллельно наблюдая предложения подписаться на облачное хранилище Ubuntu One или воспользоваться платной техподдержкой. При загрузке Ubuntu Server страница пожертвований по неизвестной причине не отображается.

Страница пожертвований, функционирующая уже более двух недель, по словам вице-президента Canonical Стива Джорджа (Steve George), предназначена просто для того, чтобы "упростить людям возможность сделать финансовое пожертвование, если они этого хотят" - хотя многие могут воспринять ее как навязчивое выпрашивание денег.

"Позволяя пользователям выбирать, какие из элементов Ubuntu им больше нравятся, мы получаем прямой отклик по поводу того, на какие части проекта нам необходимо направить повышенное внимание, - пишет он в блоге. - Мы даем пользователям возможность самим назначить цену в зависимости от того, насколько ценна для них операционная система или иные аспекты нашей работы. Разумеется, она может равняться нулю - однако каждый цент помогает сделать Ubuntu лучше".

Ubuntu - не единственный дистрибутив Linux, просящий о пожертвованиях: Linux Mint (в основе которого лежит код Ubuntu) делает то же самое. Несмотря на то, что Canonical распространяет свой дистрибутив бесплатно, она все же является частной компанией, а многим пользователям неприятна идея пожертвования "на бизнес", а не на благотворительность.

В рейтинге Distrowatch Ubuntu занимает всего лишь третье место по популярности среди дистрибутивов Linux (уступая Mint and Mageia), однако анализ траффика от Wikimedia показывает, что страницу загрузки Ubuntu за последний год посетили более 1,1 млрд раз. Для сравнения, страница загрузки следующего по посещениям дистрибутива (Fedora от Red Hat) заработала за тот же период всего 36,7 млн посещений.

Несмотря на популярность дистрибутива, за 8 лет так и не стало ясно, способна ли Canonical приносить значительные прибыли. Компания, основанная в 2004 г. на личные средства Марка Шаттлворта (Mark Shuttleworth), много лет ищет пути монетизации, альтернативные прямой продаже ПО.

Canonical разрабатывает бизнес-решения и предоставляет коммерческую поддержку, заключает сделки по распространению с производителями аппаратного обеспечения и мобильными вендорами, однако этого очевидно недостаточно. Новый способ монетизации, однако, выглядит гораздо менее навязчивым, нежели последний шаг Canonical - партнерство с Amazon, из-за которого пользователи теперь могут наблюдать рекламу товаров в системной поисковой выдаче.